Электронный документооборот

Получение акта сверки взаимных расчетов при отсутствии разногласий в "1С:Бухгалтерии 8"

Дата публикации 13.02.2023

Использован релиз 3.0.131

Для согласования электронного акта сверки взаимных расчетов (далее - Акт сверки) необходимо выполнить следующие действия:

  1. Получить и отразить в учете входящий Акт сверки.
  2. Cформировать, подписать и отправить извещение о получении Акта сверки (по соглашению сторон) и информацию о результатах сверки.

Получение и отражение в учете входящего Акта сверки

Выставление электронного Акта сверки производится по формату, утвержденному приказом ФНС России от 13.05.2022 № ЕД-7-26/405@ "Об утверждении формата представления акта сверки взаимных расчетов в электронной форме" (далее - Приказ № 405).

Если организация осуществляет обмен электронным Актом сверки, то ей необходимо из формы "Настройки ЭДО", находясь на закладке "Настройки получения" (раздел Администрирование - Обмен электронными документами - Настройки ЭДО), проверить настройку обмена электронными документами с данным контрагентом (рис. 1).

Рис. 1

Получение электронного Акта сверки от контрагента происходит по команде Отправить и получить из формы списка документов "Текущие дела ЭДО", открываемого по гиперссылка панели команд Текущие дела ЭДО (раздел Администрирование - подраздел Сервис или раздел Руководителю - подраздел Сервис, или раздел Продажи - подраздел Сервис).

Полученный электронный Акт сверки (информация отправителя) автоматически помещается в папку входящих документов "Отразить в учете" формы списка документов "Текущие дела ЭДО" (рис. 2).

Рис. 2

Также можно установить расписание получения электронных документов, выполнив соответствующую настройку параметров обмена электронными документами с контрагентами (раздел Администрирование - Обмен электронными документами) (рис. 3).

Рис. 3

В случае, если в настройках ЭДО (раздел Администрирование - Обмен электронными документами - Обмен с контрагентами - Настройки ЭДО) дополнительно установлен флажок для значения "Отправлять входящие документы на утверждение" (рис. 3), то поступивший Акт сверки будет помещен также в папку "Утвердить" списка входящих документов формы "Текущие дела ЭДО" (рис. 4).

Рис. 4

Для настройки отражения поступающих электронных документов в учетной системе из формы "Настройки ЭДО" (раздел Администрирование - Обмен электронными документами - Обмен с контрагентами - Настройки ЭДО), находясь на закладке "Настройки получения" и дважды щелкнув по строке, отражающей ЭДО с конкретным контрагентом, необходимо перейти в форму "Настройка отражения документов в учете" и выбрать один из способов обработки поступающих электронных документов: "Автоматически"; "Вручную в форме электронного документа"; "Не отражать" (рис. 5).

Рис. 5

Если в графе "Способ обработки" формы "Настройка отражения документов в учете" будет установлено значение "Автоматически", то при получении электронного документа в программе будет сразу автоматически сформирован соответствующий документ учета, а в графе "Отражение в учете" списка входящих документов "Текущие дела ЭДО" появится гиперссылка на новый автоматически созданные документ.

Таким образом, при выборе автоматического способа отражения (рис. 5) при получении Акта сверки (информации отправителя) будет создан документ учетной системы "Акт сверки расчетов с контрагентом". При этом в соответствующей активной строке в графе "Отражение в учете" списка документов "Текущие дела ЭДО" появится гиперссылка на автоматически созданный документ (рис. 2).

Если в настройках получения будет стоять способ обработки "Вручную в форме электронного документа", то при получении электронного документа в папке "Отразить в учете" в графе "Отражение в учете" будет стоять гиперссылка со значением Создать документы, при переходе по которой откроется форма "Подбор документов учета", в которой можно по кнопке Создать сформировать соответствующий документ в учетной системе или по кнопке Подобрать соотнести полученный электронный документ с соответствующим документом учетной системы (рис. 6).

Рис. 6

Перейти в форму просмотра поступившего Акта сверки (информации отправителя) (рис. 7) можно с помощью двойного щелчка по активной строке формы списка документов "Текущие дела ЭДО" (кроме графы "Отражение в учете") (рис. 2).

На соответствующих закладках формы просмотра поступившего электронного Акта сверки отражается содержание документа, сведения о подписях, а также текст сопроводительной записки при ее наличии (рис. 8).

Кроме того, в строке "Состояние" формы просмотра размещается информации о текущем этапе обмена электронным документом ("Требуется утверждение").

Рис. 7

Открыть новый созданный документ учетной системы "Акт сверки расчетов с контрагентом" можно:

В новом документе "Акт сверки расчетов с контрагентом", сформированном на основании полученного электронного Акта сверки (информации отправителя), будут автоматически заполнены:

Кроме того, в сформированном документе "Акт сверки расчетов с контрагентом" переключатель "В электронном виде" будет установлен во включенное положение, а рядом с переключателем будет размещаться гиперссылка, отражающая текущее состояние обмена электронным документом - Требуется утверждение.

Рис. 8

Одновременна на основании данных учетной системы организации-получателя Акта сверки производится автоматическое заполнение сведений на закладке "По данным организации" (рис. 9).

Рис. 9

Кроме того, в программе сразу производится автоматическое сопоставление сведений, поступивших от контрагента-отправителя в файле Акт сверки (информация отправителя), со сведениями, отраженными в учетной системе организации-получателя. Результаты такого сопоставления отражаются на специальной закладке "Сверка", в названии которой сразу отображается и результат произведенной сверки - "Сверка (расхождений нет)" (рис. 10).

Также под строкой с закладками будет размещена информационная лента, где будет дополнительно разъяснено, что "Расхождений между данными организации и контрагента не обнаружено".

Рис. 10

От оператора ЭДО поступит не только файл Акта сверки (информации отправителя), но и подтверждение даты отправки файла Акт сверки (информации отправителя) ему оператором ЭДО (по аналогии с п. 9 Порядка обмена, утв. приказом ФНС России, утв. приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н) (рис. 11).

Рис. 11

Формирование, подписание и отправка извещения о получении Акта сверки (по соглашению сторон) и информации о результатах сверки

Если сторонами сделки согласована обязанность направлять извещение о получении файла Акта сверки (информации отправителя) (по аналогии с п. 19 Порядка обмена), то необходимо сформировать, подписать и отправить контрагенту такое извещение (рис. 12).

Формирование извещения о получении файла Акта сверки (информации отправителя) происходит в программе автоматически.

Если у текущего пользователя есть право подписи и сертификат подписи установлен на компьютере, то извещение о получении  будет также автоматически подписано и отправлено оператору ЭДО. Если у текущего пользователя права подписи нет, то сформированное извещение будет направлено на подпись лицу, имеющему такое право.

Непосредственная отправка сформированных и подписанных электронных документов, в том числе извещения о получении, зависит от того, как выполнена настройка электронного обмена.

Если в настройке параметров обмена электронными документами (раздел Администрирование - гиперссылка Обмен электронными документами) в строке "Отложенная отправка электронных документов" отсутствует флажок, то подписанный электронный документ будет незамедлительно автоматически направлен оператору ЭДО (рис. 3).

Если такой флажок присутствует, то фактическая отправка подготовленных электронных документов будет производиться:

Можно установить расписание отправки электронных документов, выполнив соответствующую настройку параметров обмена электронными документами с контрагентами (раздел Администрирование - гиперссылка Обмен электронными документами) (рис. 3).

Рис. 12

Для формирования ответной информации контрагенту по Акту сверки, т.е. файла Акт сверки (информация получателя), необходимо выполнить команду Утвердить:

Сформированный файл Акт сверки (информация получателя) необходимо подписать и отправить контрагенту. Эта процедура выполняется в порядке, предусмотренном для подписания и отправки всех электронных документов.

Рис. 13

После отправки оператору ЭДО файла Акт сверки (информация получателя) от оператора ЭДО поступит подтверждение о получении им файла Акта сверки (информации получателя) (рис. 14).

Если стороны согласовали обязательность формирования извещения о получении файла Акта сверки, то до поступления от контрагента извещения о получении им файла Акта сверки (информации получателя) в строке "Состояние" формы просмотра будет отражена информация "Ожидается извещение о получении (рис. 14).

Рис. 14

Аналогичную информацию будет содержать гиперссылке в строке, описывающей состояние электронного обмена рядом с переключателем, в документе "Акт сверки расчетов с контрагентом" (рис. 15).

Рис. 15

Получение от контрагента извещения о поступлении ему файла Акта сверки (информации получателя) происходит при очередном сеансе связи с оператором ЭДО (рис. 16).

Рис. 16

На этом обмен электронным Актом сверки будет завершен.

В строк состояния обмена в документе "Акт сверки расчетов с контрагентом" отобразится гиперссылка Завершен (рис. 17).

Рис. 17

Перейдя по гиперссылке Завершен в форму просмотра Акта сверки можно удостовериться, что документ подписан обеими сторонами, а также что все документы, сопровождающие обмен электронным Актом сверки, получены и отправлены (рис. 18).

Также из формы просмотра по кнопке Выгрузить можно выполнить сохранение электронного Акта сверки (в формате PDF, для представления в ФНС, документооборот целиком).

Рис. 18

Для закрепления факта проведения сверки и наличия двустороннего юридически значимого согласованного электронного Акта сверки необходимо проставить флажок в сроке "Сверка согласована" документа "Акт сверки расчетов с контрагентом" (рис. 19).

Рис. 19